Негативные последствия санкций против белорусских калийных удобрений для глобальной продовольственной безопасности
Республика Беларусь неоднократно поднимала вопрос о том, что санкции в отношении белорусских калийных удобрений, включая незаконный запрет Литвы на транзит белорусского калия, создают угрозу голода в мире и обеспечению глобальной продовольственной безопасности. Памятные записки Беларуси по этому вопросу опубликованы в качестве официальных документов Генеральной Ассамблеи ООН (А/76/513, А/76/677, А/77/809).
Однако Литва продолжает заявлять о якобы незначительном вкладе Беларуси в глобальную продовольственную безопасность, несмотря на имевшуюся до 2022 года долю Беларуси в мировой торговле калийными удобрениями в 20 %.
Нехватка калийных удобрений в результате ограничительных мер в отношении белорусского калия привела к их дефициту на мировых рынках и удорожанию и, соответственно, сокращению их использования, снижению урожайности и росту цен на продовольствие. Особо опасная ситуация, способная перерасти в масштабный голод, складывается в наименее развитых странах мира.
Эти выводы сделаны авторитетными международными организациями и агентствами.
1. В аналитических записках Целевой группы ООН по реагированию на глобальные кризисы по продовольствию, энергетике и финансам, созданной Генеральным секретарем ООН А.Гутерришем, которые обнародованы 13 апреля 2022 г. и 8 июня 2022 г., отмечено, что вместе Беларусь и Российская Федерация экспортируют примерно пятую часть мировых удобрений. Утрата поставок удобрений из Российской Федерации и Беларуси привели к росту цен на удобрения быстрее, чем цен на продовольствие. Многие фермеры, и особенно мелкие землевладельцы, вынуждены сокращать производство, поскольку необходимые им удобрения становятся дороже зерна, которое они продают. Из-за этой ключевой проблемы с удобрениями мировое производство продовольствия в 2023 году, возможно, не сможет удовлетворить растущий спрос. При этом отмечается, что каждый второй человек во всем мире зависит от сельскохозяйственной продукции, в которой используются удобрения.
2. Совместные рекомендации ФАО и ВТО для стран «Большой двадцатки» «Глобальные рынки удобрений и политика» от 14 ноября 2022 г.:
– цены на удобрения в мире существенно выросли;
– росту цен способствует сокращение их поставок на мировые рынки. Экспорт калийных удобрений из Беларуси резко снизился с 3,62 млн. тонн в первом квартале 2021 года до 1,95 млн. тонн в первом квартале 2022 года. Статистика импорта за последние месяцы свидетельствует о том, что сокращение поставок из Беларуси ускорилось;
– на Африку приходится всего 3-4% мирового использования удобрений, из которых примерно 50% поставляемых удобрений питают важные для Африки товарные культуры. Следовательно, сокращение использования удобрений будет иметь серьезные последствия, включая подрыв продовольственной безопасности некоторых аграрных сообществ;
– необходимо приложить все усилия, чтобы международная торговля удобрениями оставалась открытой для удовлетворения внутреннего и глобального спроса.
3. Статья Международного исследовательского института продовольственной политики (IFPRI) от 9 ноября 2022 г.:
– в результате санкций экспорт белорусских калийных удобрений снизился с 9,1 млн. тонн (1 декабря 2021 г.) до 3,9 млн. тонн (1 декабря 2022 г.);
– импортеры калийных удобрений могут отказываться от закупок в России и Беларуси из-за дополнительных затрат и рисков, связанных с ведением бизнеса с подсанкциоными странами.
4. Статья Всемирного банка от 5 января 2023 г.:
– мировые цены на калийные удобрения составили 562 долл. США за тонну по состоянию на 1 декабря 2022 г. по сравнению с 221 долл. США за тонну по состоянию на 1 января 2022 г.
– экспорт калийных удобрений из Беларуси сократился более чем на 50% из-за ограничения на использование территории ЕС для транзита. В частности, Литва прекратила использование своей железнодорожной сети для транспортировки белорусского калия в порт Клайпеда, который обычно обрабатывает 90% белорусского экспорта.
5. Рекомендации Комитета по экономическим, социальным и культурным правам ООН по третьему докладу Литвы в этот Комитет от 3 марта 2023 г.:
– Комитет по-прежнему обеспокоен недавними мерами, принятыми государством-участником, которые препятствовали транспортировке калия из Беларуси, предназначенного для третьих стран Африки и Латинской Америки, что привело к нехватке удобрений и негативно сказалось на продовольственной безопасности в этих странах;
– Комитет рекомендует государству-участнику пересмотреть эти недавние меры, которые влияют на цены на удобрения и продовольственную безопасность в третьих странах.
Это далеко неисчерпывающий список подобных публикаций.
В 2021 году Беларусь и Россия почти в равных долях обеспечивали более 40% предложения калия, 35,9% покрывала Канада и 5,8% – США.
Доля Беларуси в мировой торговле калийными удобрениями в 2022 году сократилась до около 9%. Удельный вес России – до 16,4%. В результате выпадения объемов из Беларуси и России одновременно наблюдался рост цен на калийные удобрения.
Таким образом, санкции, введенные против калийной отрасли Беларуси, стали одной из основных причин существенного роста цен на удобрения в 2022 году, как следствие – резкого подорожания готовых продуктов питания.
Так, цена на хлористый калий в Бразилии в 2022 году достигала исторического максимума в размере 1200 долларов США за тонну. Последствия данного шока еще долго ощущали на себе международные покупатели бразильской сельскохозяйственной продукции, когда цена на отдельные виды готовых продуктов питания повысилась до 5 раз.
В 2023 году в среднем, согласно апрельскому прогнозу Всемирного банка, мировая цена на калийные удобрения откатится до 475 долл. за тонну, в 2024 году – до 425 долл. Однако цены на калийные удобрения и в 2023 году, и в 2024 году будут выше 2021 года (период введения ограничительных мер в отношении белорусского калия).
Напомним, что по данным Всемирного банка, мировые цены на калийные удобрения на 1 января 2022 г. составляли 221 долл. США за тонну. Несмотря на некоторое падение цен, доступность для фермеров по-прежнему находится на низком уровне.
Наиболее страдают от санкций уязвимые страны.
Доля Беларуси на рынках калийных удобрений Африки сократилась в 2022 году с 41,7% до 2,8%. Если в 2021 году Беларусь поставила в Африку около 632 тыс. тонн калия в 30 стран континента, то уже в 2022 году поставлено около 30 тыс. тонн в 6 стран. Такие страны, как Замбия, Зимбабве, Камерун, Кения, Реюньон, Танзания снабжались исключительно белорусскими удобрениями. Ряд стран, в числе которых Габон, Кот-д'Ивуар, Мадагаскар, Малави, Сенегал, Сьерра-Леоне, на 50% свою потребность в удобрениях закрывали за счет белорусского калия.
По нашим расчетам на основе данных ФАО, почти полное исчезновение Беларуси из перечня поставщиков калия в 2022 году привело к падению урожая зерновых в Африке на 16,1%.
В 2023 году поставки в Африку полностью парализованы из-за действий Литвы.
Неопределенность, широко распространившаяся среди участников калийного рынка и смежных отраслей в отношении поставок калийных удобрений из Беларуси, создает риски разрушительных последствий для цепочек сельскохозяйственных поставок и продовольственной безопасности по всему миру.
Дефицит калия на международном рынке невозможно восполнить в краткосрочном периоде: сложно быстро увеличить текущий объем производства действующих производителей, вход «новых игроков» требует существенных финансовых и временных затрат. Строительство новой шахты занимает минимум 5-7 лет с момента принятия решения и до получения первой тонны продукта.
Таким образом, если продовольственный кризис текущего периода связан с отсутствием доступа к удобрениям, то в последующие годы он может быть связан с отсутствием продовольствия. Об этом неоднократно заявлял Генеральный секретарь ООН А.Гутерриш.
Следует учитывать, что прогнозируется рост населения мира. По данным экспертов ООН, в ближайшие 30 лет ожидается рост населения мира почти на 2 млрд. человек – с нынешних 8 млрд. до 9,7 млрд. человек в 2050 году, а в середине 2080-х годов может достигнуть пика численности почти в 10,4 млрд. человек.
С ростом мирового населения будет наблюдаться дальнейший рост потребления калия в связи с сокращением и обеднением пахотных земель и ростом располагаемых доходов в развивающихся странах. В то же время это вызовет дефицит мирового предложения калийных удобрений.
Беларусь всегда вносила существенный вклад в обеспечение глобальной продовольственной безопасности, но незаконные односторонние принудительные меры в отношении Беларуси ставят на грань голода население в уязвимых странах и ведут к продовольственной небезопасности в странах-инициаторах таких мер.
Беларусь в очередной раз настоятельно призывает задействовать потенциал ООН в отношении Литвы для того, чтобы она отказалась от политических манипуляций, злоупотребления своим транзитным положением и вернулась в русло выполнения своих международных обязательств.
Призываем отказаться от применения односторонних принудительных мер, которые не только противоречат международным обязательствам, в том числе в рамках выполнения Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, но и идут в разрез с положениями Устава ООН и соответствующих резолюций ГА ООН.
Статистика, которую приводят учреждения системы Организации Объединенных Наций, демонстрирует, что ситуация с голодом в мире продолжает ухудшаться.
Сегодня, как никогда, необходимо сосредоточить совместные усилия на скорейшем устранении всех факторов, влияющих на распространение голода.
Беларусь всегда вносила существенный вклад в обеспечение глобальной продовольственной безопасности. Страна экспортировала сельскохозяйственную продукцию и питание в более чем 100 стран мира. Однако незаконная санкционная политика стран Запада в отношении Беларуси ведет к крайне негативным последствиям для глобальной продовольственной безопасности. Беларусь неоднократно на различных уровнях и площадках обращала внимание на то, что такие односторонние принудительные меры западных стран повышают продовольственные риски.
Ценовая доступность удобрений
В докладе Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО) от 3 июля 2023 года содержится призыв «приложить все усилия, чтобы сохранить открытыми международные рынки и торговлю продовольствием и удобрениями. Необходимо сохранить работоспособность цепочек поставок … и всех логистических и маркетинговых систем». В документе содержится вывод о том, что несмотря на снижение цен, «ценовая доступность удобрений по-прежнему вызывает серьезную озабоченность, особенно в странах с низким уровнем доходов, таких как страны Африки к югу от Сахары, что также отражается на стоимости доставки и логистики».
Такой же вывод содержится в статье Международного исследовательского института продовольственной политики (IFPRI) от 9 марта 2023 года. В ней указано, что несмотря на то, что в течение 2022 года и в 2023 году международные цены снизились, удобрения «оставались недоступными во многих африканских странах из-за неизменно высокой инфляции внутренних цен. Даже без ценового давления цены на удобрения в Африке, как правило, выше, чем в остальном мире, учитывая все еще значительную транспортную инфраструктуру и узкие места в регулировании».
Еще одним подтверждением этого вывода является дискуссия, состоявшаяся в ходе Саммита ООН по продовольственным системам (The UN Food Systems Summit +2 Stocktaking Moment), который прошел на площадке ФАО 24-26 июля 2023 года. Страны Африки, выступавшие в ходе специального мероприятия «Удобрения: удовлетворение краткосрочных потребностей и работа над устойчивыми решениями», подтверждали наличие высоких цен на удобрения в регионе, что, по их убеждению, существенно ограничивает доступ к ним фермеров. Заявляли о наличии миллионов голодающих в регионе. При этом, представители стран ЕС не оспаривали наличие односторонних принудительных мер в отношении продовольствия и удобрений и их влияние на голод в мире, но призывали к использованию иных путей наращивания глобального производства продовольствия (инновационные технологии, здоровое питания и т.д.).
Цены на калийные удобрения и соответственно их доступность для фермеров на европейском рынке в 2022 году длительное время оставались чрезвычайно высокими – как существенно превышающими исторические значения для данного региона, так и надолго отставшими от понижательных ценовых трендов, начавшихся на других мировых рынках примерно с июля 2022 года.
По данным агентства Argus, цена на гранулированный хлористый калий в Европе достигла к апрелю 2022 года 950 евро за тонну и практически весь оставшийся период 2022 года держалась на уровне выше 800 евро за тонну. К июню 2023 года она снизилась до 440 евро за тонну, но все равно все еще выше уровня июня 2021 года – 215 евро за тонну. В то же время цены на гранулированный хлористый калий в Бразилии (пик в апреле 2022 года – 1023 долларов США за тонну) начали свое активное снижение еще в июле 2022 года (975 долларов США за тонну) и к концу 2022 года упали до 530 долларов США.
Таким образом, цены на калийные удобрения в 2023 году выше 2021 года (период до введения ограничительных мер в отношении белорусского калия). Несмотря на некоторое падение цен, доступность для фермеров, особенно в странах Африки, по-прежнему находится на низком уровне.
Доля Беларуси на рынках калийных удобрений Африки
В 2021 году в страны Африки было экспортировано 1,8 млн. тонн калийных удобрений, в том числе белорусских — 683 тыс. тонн, что составило 38% от совокупного объема экспорта в физическом выражении. При этом, на рынках калия в ряде стран Африки ОАО «Белорусская калийная компания» была единственным поставщиком данного товара (Замбия, Сьерра-Леоне, Габон, Чад, Мадагаскар), а в некоторых других стран (Камерун, Зимбабве, Танзания) доля ОАО «БКК» на рынке превышала 90%.
Анализ данных таможенной статистики стран Африки отмечает существенное снижение объемов импорта хлористого калия после 2021 года. Например, за 5 месяцев 2022 и 2023 годов в Марокко импортировано 55,4 и 52,3 тыс. тонн хлористого калия, соответственно. За аналогичный период 2021 года было ввезено 206,6 тыс. тонн хлористого калия. Столь существенное снижение объемов импорта этого товара произошло, с высокой вероятностью, за счет выбывания из числа поставщиков ОАО «БКК».
Из 1,8 млн. тонн калийных удобрений, поставленных в 2021 году в страны Африки, только 218 тыс. тонн было поставлено совокупно из стран ЕС (Германия, Испания, Великобритания) и Израиля, что составляет не более 12%. Остальные объемы были поставлены из Беларуси (38%), Иордании (20%), России (20%), Чили (6%) и Канады (5%).
Значение калия в сельском хозяйстве
Поставки удобрений, их ценовая доступность влияют на урожайность сельскохозяйственных культур.
В докладе Всемирного банка указано, что «сельскохозяйственные культуры напрямую зависят от удобрений».
Калий имеет прямое влияние на продуктивность (урожайность) сельскохозяйственных культур.Если калия недостаточно, то это снижает рост растений и снижает урожайность. При этом, как отмечено в статье IFPRI от 9 марта 2023 года, возможные последствия снижения потребления калия на урожайность и на здоровье почвы могут проявиться в течение нескольких лет.
Именно калий является тем питательным элементом, который повышает устойчивость растений к различным стрессам, в том числе климатическим: засухе, высоким температурам, заморозкам, переувлажнению, воздействию вредителей и болезней, засоленности почвы.
Как указано в документе ЕС, калий является одним из трех важнейших макроэлементов, необходимых для роста растений, и в настоящее время не имеет экономически эффективных заменителей.
Только при сбалансированном внесении азотных, фосфорных и калийных удобрений, в научно обоснованных дозах, можно получить максимальный урожай сельскохозяйственных культур. Исключение из системы удобрения хотя бы одного из этих трех основных элементов приведет к снижению урожайности и соответственно окажет негативное влияние на производство и продовольственную безопасность.
Текущая недостаточность калийных удобрений на мировых рынках снижает урожайность, что может вызвать резкий рост цен на продовольствие.
В санкционных документах Евросоюза указано, что ЕС стремится не допустить, чтобы его санкции повлияли на продовольственную безопасность. В этих целях для поставки российского калия в ЕС установлены квоты, а также даны официальные разъяснения, что его поставкам в третьи страны, в том числе транзитом через ЕС, не должно ничто препятствовать.
Однако санкционные меры ЕС в отношении белорусского калия, введенные в 2021 году, не имеют каких-либо исключений, что прямым образом влияет на мировую торговлю калийными удобрениями.
Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Джозеф Боррель признал, что "санкции против Беларуси, принятые до войны в отношении экспорта калийных удобрений, могут повлиять на распространение этого продукта в мире", и что они слышали «озабоченность некоторых африканских лидеров по поводу последствий санкций [ЕС]».
Возможности роста мирового рынка калийных удобрений
Согласно статистике Международной ассоциации удобрений (IFA), мировое производство калийных удобрений в 2022 году составило 60,7 млн тонн и сократилось на 12,4 млн тонн или на 17 процентов по сравнению с 2021 годом. В прогнозе за июнь 2023 года IFA оценивает возможности роста мирового производства калийных удобрений в 2023-2027 годах на 16,9% относительно уровня 2022 года. При этом ожидается увеличение мощностей по выпуску калия на 11,2%.
По информации геологической службы США (U.S. Geological Survey (USGS) Mineral Commodity Summaries) большая часть роста будет приходиться на новые рудники и проекты в Беларуси, Канаде и России. Новые рудники будут разрабатываться в Австралии и Эритрее. Рудник полигалита (сырье для производства удобрений) в Великобритании также будет способствовать увеличению мощностей. Новые шахты в Бразилии, Канаде, Эфиопии, Марокко, Испании и США планируется ввести в эксплуатацию лишь только к 2025 году.
Эти факты приводят к выводу о том, что возместить в 2023 или 2024 году объем белорусского калия, который в настоящее время не попадает на рынок из-за ограничительных мер, возможности нет.
Беларусь призывает отказаться от применения односторонних принудительных мер в отношении белорусского калия, которые негативно влияют на глобальную продовольственную безопасность, а также противоречат международным обязательствам, в том числе в рамках выполнения Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, и идут в разрез с положениями Устава ООН и соответствующих резолюций ГА ООН.